История Второй Новосибирской гимназии
Школа № 68
1981-1992
На дворе - июль, школа должна открыться, естественно, первого сентября, а дел и работ здесь еще невпроворот. Это даже непросвещенным в строительстве, яснее ясного.
Кирпичи, камни, горы песка и мусора, колдобины, грузовики ревут, из-под колес - грязь.
Глаза боятся, а работать надо
Школа строится, а работать уже нужно. Ирина Михайловна и ее заместитель Татьяна Кузьминична обустраивают рабочие места в строительном вагончике, установили несколько колченогих столов и таких же шатких стульев и приступили к исполнению своих обязанностей.
На головы Ирины Михайловны и Татьяны Кузьминичны свалилось все и сразу. Нужно было формировать коллектив, нужно было составлять списки учащихся, нужно было формировать материально-техническую базу...
"Я многого просто не знала, до такой степени, что порою доходило до анекдотичных ситуаций. Заведующий районо Никифор Тихонович Григорьев говорит мне:
— Поезжай в УКС, оформляй заявку на мебель.
Что такое УКС (Управление капитального строительства), я не знала, а тут еще как на зло, аббревиатура просто-напросто выпала из памяти.
Куда ехать за мебелью?"
Ирина Михайловна Михно
Директор Второй Новосибирской гимназии
Что такое УКС, расшифровали и заявку на мебель оформили.
В середине августа в Новосибирск приехали журналисты Всесоюзной программы "Время", чтобы снять сюжет о строительстве новой школы. Сюжет готовился критический. Вопросы задавали вполне безобидные и директор школы, что называтеся "на голубом глазу", докладывала в камеру, что новый жилмассив продолжает расти и школа здесь необходима. Всякий зритель на экране видел, что школе до готовности еще очень и очень далеко. "Интересно бы знать, смогут ли дети первого сентября войти в эту школу?" — такими словами заканчивался репортаж из Новосибирска. Показан он был вечером, а утром...
Утром, одна за другой, к школе начали подъезжать черные "Волги" — не меньше десятка. Тогда любое критическое замечание, да если оно еще прозвучало в программе "Время", воспринималось не иначе как сигнал общей тревоги для городского начальства. Прямо у входа в школу, начался "разбор полетов".
Работы на завершающей стадии пошли веселее. Едва ли не каждый день приезжал Али Халилович Алижанов, работавший тогда заместителем председателя горисполкома и ведавший вопросами строительства. Он оперативно решал все вопросы, но видно было, что он и сам сомневается, что школу можно будет открывать 1 сентября.
Продолжались решения кадровых вопросов. По рекомендации Никифора Тихоновича, Ирина Михайловна наняла второго заместителя, Татьяну Тимофеевну Музыку. Она до этого работала в школе № 160 учителем химии. Татьяна Тимофеевна сразу дала свое согласие и вышла на работу, заняв свое место в строительном вагончике, и сразу же подключилась к составлению списков учеников, формированию классов и составлению учебного расписания.
Для того чтобы составить списки, нужно было пешком обойти весь микрорайон и переписать детей. И вот Татьяна Тимофеевна мечется из одного подъезда пятиэтажки на Новосибирской улице в другой.
Пора открывать школу
Накануне в школу приехал Али Халилович Алиджанов, спрашивает:

— Ну что, будем завтра школу открывать?

А панели только-только покрасили, и еще не известно — успеют ли они к завтрашнему дню высохнуть. Пришла мебель, но оказалось, что собрать ее невозможно, потому что изготовители забыли положить фурнитуру. Таблички изготовить не успели, и нумерацию классов на дверях пришлось писать мелом. О других недоделках и говорить не стоит. Список этих недоделок занял бы не одну страницу.

Первое сентября 1981 года
"Никого из начальства нет. Даже из районо. Похоже, что все опасались приезда московских журналистов, но те, слава Богу, не появились. Приехала одна лишь Тамара Георгиевна Пыклик, инспектор областного отдела народного образования. Меня бьет мелкая нервная дрожь. Тамара Георгиевна поглядела на меня, все поняла и вдруг говорит:
— Вы хоть красную ленточку-то приготовили?
— Какую ленточку?
— Красную ленточку, которую торжественно ножницами перерезать нужно! Совсем голову потеряли!
Про ленточку, оказывается, никто и не вспомнил. Кинулись искать. Нет нигде ленточки! Хорошо, что чей-то взгляд упал на шторы, правда, они были розового цвета, но в такой ситуации не до цветовой гаммы. Откромсали от шторы ленточку которая оказалась с болтающейся бахромой, но на такие мелочи уже и внимания не обращали.
День этот и сейчас всплывает в моей памяти, как в тумане. Помню лишь какие-то отрывки: электрический звонок зазвонил и... замолк (какой-то контакт потерялся), дети входят в школу, и начинается столпотворение — неизвестные сорванцы старательно стерли написанную мелом нумерацию на классах, и никто не знает, куда им идти, толкаются, лезут... Я стою на входе на второй этаж и с ужасом осознаю, что справиться с этой орущей толпой у меня нет никаких сил. Тамара Георгиевна берет меня под руку и аккуратно подталкивает к выходу:
— Пойдем, а то еще тебя удар хватит. Разберутся здесь, без тебя разберутся... И увела меня из школы, как контуженную с поля боя."
Ирина Михайловна Михно
Директор Второй Новосибирской гимназии
Трудовые будни
В начальной школе открыли 15 классов, в каждой параллели по пять классов, и... 5 учителей на всю эту громадину. Пять!
Что делать?
Выход, кажется, нашли: заниматься в три смены. Затем предложили другой вариант. Первую смену ведут студенты педагогического института, затем они уезжают на занятия, а эстафету уже подхватывают наши учителя и ведут занятия до победного конца.
Трудностей было много! В школу № 68 пришли дети из соседних школ, которые были переполнены, и, само собой разумеется, что далеко не лучшие и не самые успешные. Между мальчишками, пришедшими из разных школ, завязалась борьба за первенство, всем надо было верховодить, и борьба эта сопровождалась опять же драками.
"В такой обстановке показатели нашей школы по подростковой преступности и правонарушениям были самыми «лучшими» в районе. Моя фамилия в связи с этим обстоятельством все чаще звучала на различных совещаниях. Естественно, не с высокими и благодарственными эпитетами. Начиналось создаваться впечатление, что я плохой директор, не могу навести элементарный порядок во вверенной мне школе. И вот очередное районное совещание. Выступают сотрудники РОВД Ленинского района, называют цифры и перечисляют все безобразия, какие совершены учениками школы № 68. Я слушала, слушала и в конце концов не выдержала. Выражаясь современным языком, меня «достали»! Попросила слова. И всем напомнила, что этих подростков шесть месяцев назад собрали из разных школ под одну крышу. Они что, полгода назад были идеальными детьми? И продолжала дальше: а в чем заключается роль сотрудников РОВД? В составлении отчетности? Высказала все, что накипело на душе.
Это было первое мое публичное выступление на большом совещании. Я показала на нем свой характер и дала понять, что могу за себя постоять, если мне предъявляют незаслуженные обвинения.
Но в то же время я прекрасно осознавала, что такими выступлениями, даже самыми искренними и оправданными, положения дел не исправить. Требовалось искать иные пути, иные решения, которые смогли бы сплотить ребят, объединить их одним общим делом. И таким решением было создание школьной агитбригады «Синяя птица». Именно она стала нашей первой ласточкой, нашей первой победой и нашей гордостью. Уже первые ее выступления на школьной сцене произвели оглушительный эффект. Ребята воочию увидели, что они многое могут делать своими силами и делать хорошо, интересно, здорово! А какие серьезные, значимые и в то же время счастливые лица были у ребят, вчерашних хулиганов, когда они получили свои первые почетные грамоты."
Ирина Михайловна Михно
Директор Второй Новосибирской гимназии
Агитбригада школы № 68 "Синяя птица"

«Синяя птица» — это значит трудиться!

«Синяя птица» — отлично учиться!

«Синяя птица» — мечтать и добиться!

«Синяя птица» — добыть и гордиться!

Устать мы не вправе — мы на посту!

Наш девиз: за полет, за порыв, за мечту!

Последние слова — и полет, и порыв, и мечта — стали своеобразным лозунгом, эпиграфом, визитной карточкой, нашей школы, а теперь и нашей гимназии.
Движение вперед
И так, день за днем, месяц за месяцем, год за годом, говоря высоким слогом, в трудах и борениях, школа становилась на ноги, приобретала свое лицо, свои традиции, и подвижническая работа коллектива начинала приносить свои плоды. Сдвинулись какие-то невидимые пласты, и зримо стали проявляться черты дружного коллектива, не только учительского, но и ученического.
Мы постепенно выдвигались на передовые рубежи. Шестьдесят восьмую все чаще называли среди лучших и в районе, и в городе. В самой же школе все прочнее устанавливалась атмосфера коллективизма, настоящей, непоказной дружбы и собственной гордости — мы из шестьдесят восьмой!
К нам приходили и занимались с детьми и педагогами актер театра «Красный факел» Валерий Чумичев, к смотрам художественной самодеятельности помогал готовиться Александр Заволокин. Позднее к нам пришла на работу талантливая певица и композитор Татьяна Макарова, автор замечательного и потрясающего цикла песен на стихи наших новосибирских поэтов. Какие она ставила спектакли с ребятами! Это описать просто невозможно, это надо видеть и слышать.
Жизнь, между тем, шла своим чередом, дарила радости, приносила огорчения, но никогда не была однообразной и скучной. Школьная жизнь, она такая, не соскучишься...