Этот принцип — «педагогика сотрудничества» — был реализован на практике. Уроки часто превращались в дискуссии, где ценилась не только правильность ответа, но и нестандартность мышления.
Не ждать милостей свыше, а действовать
Ключевым моментом стало получение в 1992 году официального статуса экспериментальной площадки «Школа-гимназия». Это давало хоть какую-то возможность для маневра и самостоятельности. Началась разработка собственной модели образовательного учреждения нового типа.
Стратегической целью было создание «Гимназии развития творческих способностей». Это была не просто красивая формулировка. В основе модели лежала идея раскрытия потенциала каждого ребенка, независимо от его стартовых условий. В тяжелые времена школа сделала ставку не на зубрежку, а на творчество, самореализацию и коллективный дух.
Ярчайшим символом этой политики стала школьная агитбригада «Синяя птица», созданная для работы с самыми трудными подростками. Ее девиз — «И порыв, и полет, и мечта!» — впоследствии стал неофициальным гимном гимназии. Участие в творческих проектах, первых КВН, выступления на сцене кардинально меняли детей, давая им ощущение успеха и собственной значимости.
«Мы сами искренне удивлены, как они успевают постигать иностранные языки, одновременно читать “Желтую стрелу” и “Бесприданницу”, получать “пятерки” по разным предметам, петь на сцене, сочинять стихи, играть в КВН», — писала Ирина Михно.
Грант Сороса и первый компьютерный класс
Важнейшим признанием правильности выбранного курса стала победа в конкурсе Международного фонда Сороса. В 1994 году разработка модели гимназии была удостоена гранта в 20 000 долларов. Эти средства были выданы не деньгами, а современным по тем временам компьютерным оборудованием, ноутбуками, принтерами и факсами.
Это было революцией. Еще в 1987 году, благодаря невероятной энергии и напору директора, в школе появился первый компьютерный класс. Теперь же IT-оснащение вывело учебный процесс на совершенно новый уровень. Гимназия стала одним из пионеров информатизации образования в Новосибирске.
Люди — главный капитал
Но главной движущей силой преобразований были даже не гранты, а люди. Ирина Михайловна Михно сформировала уникальный педагогический коллектив-мечту, где ценились не только профессионализм, но и творческая энергия, преданность делу.
«Я интуитивно старалась сделать почти невозможное, старалась, чтобы все учителя в нашей школе были не только талантливыми и увлеченными, но еще и... красивыми. Именно так, и никак иначе... Красивый учитель — это праздник! И никто меня в обратном не переубедит».
Этот коллектив сумел пережить самые тяжелые времена, когда зарплату не платили месяцами. Учителя экономили на всем, но старались купить обновку к 1 сентября или Дню учителя, чтобы поддержать дух и праздник для детей.