Вторая Новосибирская гимназия
Школа-гимназия № 68
1992-1996г.
Несмотря на столь сложную обстановку, мы призваны в полной мере и качественно обучать детей, развивать их способности и возможности, воспитывать в них общепринятые нравственные качества, предприимчивость, умение ориентироваться в обстановке. Одним словом, готовить их к предстоящей, взрослой жизни.
В этой связи коллектив наших учителей работает над перспективой создания классов гимназии...»
Ирина Михайловна Михно
Директор Второй Новосибирской гимназии
В 1992 году по решению Главного управления образования, школа № 68 получила официальный статус экспериментальной площадки «Школа-гимназия». С этого же времени началась разработка экспериментальной модели образовательного учреждения нового типа.
«Гимназия развития творческих способностей»
В гимназии всегда использовали любую возможность, чтобы получить новую информацию. Татьяна Кузьминична Никитина, полетела в Киев, где, по слухам, успешно работала одна из первых гимназий. С трудностями, конечно, но ей удалось привезти немало ценного и полезного.

Ирина Михайловна старалась побывать на различного рода совещаниях, чтобы узнать что-то новое. Особенно запомнилось одно из таких совещаний в Красноярске, где речь шла о том, что есть возможность выиграть грант по линии фонда Сороса. Сразу обратили на себя внимание расторопные и деловые москвичи. Они обращались ко всем с предложениями, суть которых была проста, как топорище: мы вам пишем программу для участия в конкурсе, а вы, в случае победы, «поделитесь» с нами едва ли не половиной призового фонда. И намекали при этом, что для победы есть все необходимые связи.
"Звоню Виктору Богдановичу Гаргаю, рассказываю о предприимчивых москвичах. А он мне, спокойно и рассудительно:
— Не соглашайтесь. Сами напишем."
Ирина Михайловна Михно
Директор Второй Новосибирской гимназии
И написали. И выиграли конкурс. За разработку модели образовательного учреждения «Гимназия развития творческих способностей» нам был выделен грант в размере двадцати тысяч долларов, которые выдавались в виде техники и компьютерного оборудования.

Время тогда летело быстро, стремительно. Перемены следовали одна за другой. И очень важно было в этой быстро меняющейся обстановке, в круговерти повседневности не потерять стратегического направления — стать гимназией. Это была не самоцель, а прежде всего возможность работать в новых условиях, работать с развязанными руками.
Школа-гимназия №68
(1992-1996): Стратегический выбор, изменивший сотни судеб
Философия успеха: во главе угла — Личность
Идеологом и вдохновителем этого образовательного проекта был Виктор Николаевич Гаршин — директор, сумевший собрать команру единомышленников. Его философия была простой и гениальной одновременно: создать среду абсолютного доверия и уважения между учителями и учениками.
Из видео (В.Н. Гаршин): «Мы старались создать такую атмосферу, где ученик не боялся высказать своё мнение, где учитель был не надзирателем, а старшим товарищем. Мы не просто давали знания, мы учили мыслить, спорить, отстаивать свою точку зрения. Это и было главным предметом».
Этот принцип — «педагогика сотрудничества» — был реализован на практике. Уроки часто превращались в дискуссии, где ценилась не только правильность ответа, но и нестандартность мышления.
Не ждать милостей свыше, а действовать
Ключевым моментом стало получение в 1992 году официального статуса экспериментальной площадки «Школа-гимназия». Это давало хоть какую-то возможность для маневра и самостоятельности. Началась разработка собственной модели образовательного учреждения нового типа.
Стратегической целью было создание «Гимназии развития творческих способностей». Это была не просто красивая формулировка. В основе модели лежала идея раскрытия потенциала каждого ребенка, независимо от его стартовых условий. В тяжелые времена школа сделала ставку не на зубрежку, а на творчество, самореализацию и коллективный дух.
Ярчайшим символом этой политики стала школьная агитбригада «Синяя птица», созданная для работы с самыми трудными подростками. Ее девиз — «И порыв, и полет, и мечта!» — впоследствии стал неофициальным гимном гимназии. Участие в творческих проектах, первых КВН, выступления на сцене кардинально меняли детей, давая им ощущение успеха и собственной значимости.
«Мы сами искренне удивлены, как они успевают постигать иностранные языки, одновременно читать “Желтую стрелу” и “Бесприданницу”, получать “пятерки” по разным предметам, петь на сцене, сочинять стихи, играть в КВН», — писала Ирина Михно.
Грант Сороса и первый компьютерный класс
Важнейшим признанием правильности выбранного курса стала победа в конкурсе Международного фонда Сороса. В 1994 году разработка модели гимназии была удостоена гранта в 20 000 долларов. Эти средства были выданы не деньгами, а современным по тем временам компьютерным оборудованием, ноутбуками, принтерами и факсами.
Это было революцией. Еще в 1987 году, благодаря невероятной энергии и напору директора, в школе появился первый компьютерный класс. Теперь же IT-оснащение вывело учебный процесс на совершенно новый уровень. Гимназия стала одним из пионеров информатизации образования в Новосибирске.
Люди — главный капитал
Но главной движущей силой преобразований были даже не гранты, а люди. Ирина Михайловна Михно сформировала уникальный педагогический коллектив-мечту, где ценились не только профессионализм, но и творческая энергия, преданность делу.
«Я интуитивно старалась сделать почти невозможное, старалась, чтобы все учителя в нашей школе были не только талантливыми и увлеченными, но еще и... красивыми. Именно так, и никак иначе... Красивый учитель — это праздник! И никто меня в обратном не переубедит».
Этот коллектив сумел пережить самые тяжелые времена, когда зарплату не платили месяцами. Учителя экономили на всем, но старались купить обновку к 1 сентября или Дню учителя, чтобы поддержать дух и праздник для детей.